Кривой Рог > История > Дореволюционная эпоха > Екатерининская железная дорога > Саксаганская ветвь | История Кривого Рога - 1775.dp.ua

Описание Саксаганской ветви за 1902 год из книги «По Екатерининской железной дороге»:

Саксаганская ветвь: Долгинцево - Карнаватка - Анновка

Саксаганская ветвь, протяжением 112 в., имеет двоякое значение: во-первых, она обслуживает ряд крупнейших рудников, расположенных в окрестностях м. Кривой Рог и далее к северу по течению р. Саксагани, впадающей в р. Ингулец в самом Кривом Роге; во-вторых, эта ветвь, соединяя две станции главного пути, долгинцево и Любомитровку, служит взамен второго пути на этом, очень бойком, участке. Саксаганская ветвь построена в несколько приемов, следуя за развитием рудной промышленности в районе. Первоначально, одновременно с сооружением главной линии, построен участок ее Долгинцево – Карнаватка, длиною 7 в., открытый для движения одновременно с главной линией в 1884 году и обслуживающий рудники, расположенные близ м. Кривой Рог; засим, согласно Высочайшему повелению от 1 мая 1891 года, построен участок Карнаватка – пост Роковатая, длиною 16,5 в., открытый для движения 14 ноября 1893 г. Устройство этого участка обошлось в 606.390 р., т. е. 1 верста главного пути обошлась в 36.750 руб., за исключением же частных поступлений (рельсы и скрепления в количестве, потребном для постройки ветви, поставлены безвозмездно О-вами Днепровским, Новороссийским и Брянским), уменьшивших действительную стоимость соорудения ветви, таковая на 1 вер. главного пути выразится суммою 23.637 р. В промежуток с 1893 года по 1895 год ветвь продолжена на 3 вер. от поста Роковатая до ст. Колачевское. Наконец, 23 мая 1896 года последовало Высочайшее повеление о сооружении продолжения Саксаганской ветви от ст. Колачевское до соединения ее с главной линией у ст. Любомировка, на протяжении 85,4 вер.; приступлено было к работам 1 авг. 1896 г., а 30 декабря 1898 года ветвь сдана в эксплуатацию; обошлось сооружение ее в 3. 070. 481 р., т. е. по 35.954 руб. 1 верста главного пути.

В настоящем своем составе Саксаганская ветвь, естественно разделяется на три участка: участок Долгинцево – Карнаватка – Анновка обслуживает железные рудники м. Кривой Рог и долины р. Саксагань; следующий участок Анновка – Пятихатки с 11-верстным подъездным путем от ст. Желтые Воды к руднику О-ва Желтой Реки обслуживает рудники бассейна р. Желтой; наконец, третий участок Пятихатки – Любомировка входит в составь транзитной магистрали, соединяющей Северо- и Юго-Западной России через Ростов с Кавказом и Закавказьем.

Первый из этих участков представляет наибольший интерес на всем протяжении Саксаганской ветви. Здесь линия железной дороги от ст. Карнаватка и до р. Терны проходит почти на протяжении 30 верст вдоль Саксаганского рудного пласта № ІІ, и около нее расположен ряд старейшмх, наиболее значительных и благоустроенных рудников. Местность по р. Саксагани, сохраняя в общем тот же характер цветущей речной долины, как и местность по Ингулецкой ветви, обладает большим разнообразием в открывающихся по обе стороны пути панорамах; здесь тот же простор, тот же широко открытый горизонт, но сменяющиеся на фоне однообразной, слегка волнистой степи картины южной природы заключены в более резкие контуры, обладают большим разнообразием деталей: долина реки разнообразнее и берега ее очерчены резче и прихотливее; во многих местах река, направляясь на северо-запад, делает в юго-западном направлении извилистые изгибы, образуя длинные мысы и полуострова, получившие в народном языке название кутов (Галковский Кут, Вечерний Кут, Терноватый Кут). Старых поселений сравнительно мало, что можно объяснить тем, что эта местность, изобиловавшая некогда дремучими лесами и глубокими балками, представляла больше преимуществ для беглецов и разного бродячего люда, чем для мирных поселенцев.

Ст. Долгинцево. Путь от ст. Долгинцево до Карнаватки идет в западном направлении: по левую руку от пути открывается вид на долину р. Ингульца и м. Кривой Рог, а по правую – на долину р. Саксагань, в этом месте делающей большой изгиб, опоясывая полуостров, так наз. Галковский Кут, который в прежнее время изобиловал всяким зверьем; на противоположном берегу р. Саксагани обнажаются скалы, из которых некоторые и до сего времени, по имени своих прежних крылатых обитателей, называются Орлиными Гнездами. На расстоянии ? версты от ст. Карнаватка линия пересекает громадный рудник Обществава Криворожских руд, один из старейших в районе, заложенный еще А.Н. Полем. Карьеры расположены по обеим сторонам пути, который проходит около грандиозных эстакад рудника. Непосредственно вслед за этим рудником линия встречает мост через р. Саксагань и подходит к ст. Карнаватка.

Ст. Карнаватка (до 1890 г. – полустанок Саксагань), IV класса, на 6.96 вер., находится в Херсонской губернии и уезде, Криворожской волости, на высоте 28.63 саж. над уровнем Азовского моря. Возле самой станции, к югу, расположено местечко Кривой Рог. В 3-х верстах по правой стороне пути, на ближайшем берегу реки Саксагани, лежит деревня Покровское (Шмаково), имеющая 79 дворов с населением 568 душ обоего пола.

Список использованной литературы:

1. «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г., с. 83-85.

У железной дороги
фото У железной дорогиОбщий вид железной дороги, проходящей через территорию одного из рудников Криворожья. Более точной информации об этой фотографии не сохранилось. Вид с отвала. Справа хорошо видны вагоны, в которые загружают руду, а слева - склад рудного сырья. Зима неизвестного года. Фото Э.К. Фукса.


Карнаватский мост
фото Карнаватский мостКарнаватский железнодорожный мост через реку Саксагань. Находился на перегоне «Долгинцево - Карнаватка». Сейчас территория моста и реки под отвалами. Фото 1902 года из книги: «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г.


Станция Карнаватка
фото Станция КарнаваткаСтанция «Карнаватка» открыта в 1884 году. До 1890 года именовалась «Саксагань». Станция ликвидирована в 1950-е годы. До наших дней не сохранилась: часть территории под отвалом, а все остальное - сплошные развалины, поросшие растительностью. Фото 1902 года из книги: «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г.


Карнаватский мост
фото Карнаватский мостЖелезнодорожный мост через реку Саксагань. Находился на перегоне «Карнаватка - Долгинцево». Построен в 1884 году. Ликвидирован в 1950-е годы. Сейчас на месте моста и русла Саксагани отвалы бывшего рудоуправления им. Дзержинского. Фото начала ХХ ст., автор снимка Эдуард Фукс.


Усадьба Колачевского
фото Усадьба КолачевскогоОбщий вид усадьбы Сергея Николаевича Колачевского (не сохранилась). На переднем плане - Екатерининская ЖД. Снимок сделан неподалеку от станции «Колачевское». Фото 1902 года из книги: «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г.


Червоный мост
фото Червоный мостМост через балку Червоную. Находился на перегоне «ст. Колачевкое - раз. Терны». До наших дней сохранились лишь береговые устои моста, а по днищу балки разбросаны развалины его быков. В 1930-е годы рядом с этим мостом был сооружен еще один, от которого остались устои и быки. Фото 1902 года. Снимок из книги: «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г.


Дубовая балка
фото Дубовая балкаМост через знаменитую балку Дубовую. Мост сдан в эксплуатацию в 1893 году. Находился на перегоне «Шмаково - Вечерний Кут». До наших дней не сохранился (территория под отвалом). Точных сведений о разрушении моста пока нет. Возможно, что мост уничтожен в годы Великой Отечественной войны и больше не восстанавливался. Фото 1902 года из книги: «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г.


У водокачки
фото У водокачкиКупание в реке Саксагань возле водокачки железнодорожной станции «Вечерний Кут» (сейчас русло реки под отвалом). Автор фото: Эдуард Фукс, начало ХХ века. Снимок с экспозиции фотовыставки памяти Э.К. Фукса «Взгляд через столетие», организованной Рукавицыным И.А. в декабре 2014 года.


Шмаково
фото ШмаковоСаксаганская ветка Екатерининской железной дороги. Здание казармы при путевом посту «Шмаково» (здание не сохранилось). Фото 1890-х годов.


Роковатая
фото РоковатаяСаксаганская ветка Екатерининской железной дороги. Здание казармы при путевом посту «Роковатая» (здание не сохранилось). Фото 1893 года.


Вечерний Кут
фото Вечерний КутСаксаганская ветка Екатерининской железной дороги. Станция «Вечерний Кут» (здание вокзала сохранилось). Фото 1893 года.


Добавить комментарий
Ваше имя:
Введите код:
Комментарий: