Кривой Рог > История > Дореволюционная эпоха > Екатерининская железная дорога | История Кривого Рога - 1775.dp.ua

Екатерининская железная дорога в 1880-е годы соединила каменноугольные рудники Донецкого бассейна с железорудным Криворожьем и дала грузам выход на запад, примкнув к одной из ближайших станций Харьковско-Николаевской железной дороги (к станции Казанка, сейчас это станция Долинская). Строительство дороги, которой первоначально было присвоено название «Криворогской», учитывая главную цель постройки дороги – «перевозка железной руды и других минеральных богатств местности близ местечка Кривой Рог» началось в 1881 году и завершилось сдачей в эксплуатацию 18 мая 1884 года.

Впервые на высоком уровне предложение к правительству о необходимости ее сооружений прозвучало на I съезде горнопромышленников юга России в 1874 году. Петр Николаевич Горлов, делавший съезду обзорный доклад, в частности, заявил:

«На Западе от Донецкого кряжа, за Днепром, лежит Кривой Рог, месторождение железных руд, по качеству и количеству их – южная гора Благодать. Местечко Кривой Рог для пользы горного дела на юге России должно быть соединено с Донецким кряжем дорогой и прямой и удобной. По этой дороге повезут руду в Донецкий край, по ней поедет уголь за Днепр в Киевскую губернию».

Первый проект строительства железной дороги был утвержден 22 апреля 1875 года, но его реализации помешала война Российской империи с Турцией в 1877-1878 гг. В начале 1870-х годов о постройке железной дороги, которая способствовала бы промышленному развитию региона, перед правительством ходатайствовал А.Н. Поль. Многие историки значительно преувеличили роль Александра Поля, приписывая исключительно ему заслугу в принятии решения о начале строительства. Следует отдать должное энергии и инициативе этого человека, но необходимо учитывать, что выступал он от имени и по поручению Верхнеднепровского уездного и Екатеринославского губернского земств.

Как в горнопромышленном, так и в сельскохозяйственном отношении природные богатства края настоятельно требовали устройства удобных путей сообщения. С ходатайством по этому вопросу выступило непосредственно и Екатеринославское губернское земство. Императором Александром II 22 апреля 1875 года был утвержден проект железнодорожного пути. Со временем дорога была переименована в «Екатерининскую» в память императрицы Екатерины II, в правление которой был присоединен к России Новороссийский край, в состав которого входило и Криворожье.

Главная линия дороги соединила Криворожский рудный район с обширным каменноугольным районом Донецкого бассейна, производя между ними взаимный обмен грузов, снабжая рудный район каменным углем, а каменноугольный – железной рудой, и снабжая этими продуктами расположенные вдоль нее, особенно вблизи города Екатеринослава, крупные машиностроительные и металлургические заводы. Три ветви, направленные от главной магистрали к югу, дали выход грузов к портам. Дорога проходила по территориям Харьковской, Херсонской, Таврической, Екатеринославской губерний и территории войска Донского. Строительство дороги велось под руководством инженера В.А. Титова, первый начальник эксплуатации дороги – A.A. Верховцев.

Средняя стоимость строительства одной версты главного пути составляла порядка 36 тысяч рублей. Протянувшись с севера на юг, она проходила через рудничные поселки, станции и разъезды, ставшие сегодня районами Кривого Рога: Роковатая, Карнаватка, Долгинцево, Червоная, Кривой Рог, Шимановка, Рахмановка и др. Криворожский рудный район обслуживали часть главной линии «Кривой Рог – Долгинцево», а также ветви Саксаганская и Ингулецкая, входившие в состав западного участка «Любомировка – Долинская».

Общая протяженность Екатерининской железной дороги в 1902 году составляла 2134 верст. Начиная со второго года эксплуатации, она стала приносить прибыль, увеличивающуюся с каждым годом. По грузообороту и объему перевозок дорога заняла в начале XX века первое место среди всей рельсовой сети Российской империи. Рядом с дорогой начали строиться промышленные предприятия, давая мощный толчок развитию не только Донецкого и Криворожского регионов, но и других, к ним прилегающих и всей Екатеринославской губернии в целом. В 1901 году на дороге работало 34 510 человек, получавшие оплату в общей сумме порядка 10,8 млн. рублей. Для нужд служащих была обустроена социальная сфера, в которой работало 18 начальных школ с количеством обучающихся 3456 человек. Были открыты библиотеки, общежития, устроены залы для проведения культурно-массовых мероприятий.

Для того, чтобы понять, насколько важную роль занимала Екатерининская дорога в экономической и социальной жизни России, для примера ее можно было бы сравнить по количеству служащих и стоимостному объему валовых операций с хорошо развитым губернским городом.

Дорога имела в своем распоряжении мощный рабочий и административный аппарат. К юбилею дороги в 1903 году в Екатеринославском Товариществе «Печатня С.П. Яковлева» был выпущен путеводитель «По Екатерининской железной дороге» и большого формата фотоальбом с видами станций, служащих, рабочих и вспомогательных служб дороги.

Список использованной литературы:

1. «Кривой Рогъ в открытках, документах, фотографиях». И.А. Рукавицын. Киев, издательство «Книга-плюс», 2010, с. 110-112.

Екатерининская ЖД
фото Екатерининская ЖДПочтовая карточка 1912 года. Московское издание А.С. Суворина. Карточка из фондов выставочного зала музея Локомотивного депо станции «Кривой Рог-Главный».


Поселок Долгинцево
фото Поселок ДолгинцевоПоселок при железнодорожной станции «Долгинцево» Екатериниской железной дороги. Торговые ряды. Фото начала ХХ века.


Скелеватая
фото СкелеватаяИнгулецкая ветвь Екатерининской ЖД. Водопропускная труба по днищу балки Скелеватой (сейчас на этом месте карьер Ингулецкого ГОКа). Фото 1902 года. Снимок из книги: «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г.


Николо-Козельск
фото Николо-КозельскВокзал станции «Николо-Козельск» (с 1904 года их было два). Станция открыта в июле 1901 года, строилась по типовому проекту. Здание не сохранилось, вся территория под отвалом Ингулецкого ГОКа. Фото 1902 года, из книги: «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г.


Новый вокзал
фото Новый вокзалВторой вокзал станции Николо-Козельск, который был построен в 1904 году специально для обслуживания Широковской ветки Второй Екатерининской железной дороги. Здание пострадало в годы Великой Отечественной войны. Фото 1980-х годов, из фондов Криворожского историко-краеведческого музея.


Вокзал в Екатеринославе
фото Вокзал в ЕкатеринославеОткрытка начала ХХ столетия. Общий вид Екатеринославского вокзала Екатерининской железной дороги. Вид со стороны города (с привокзальной площади). Фото из фондов Исторического музея имени Д.И. Яворницкого.


Долгинцево
фото ДолгинцевоТоржественная закладка церковно-приходской школы в поселке Долгинцево. Сейчас на этом месте привокзальный сквер. Фото 1897 года.


Станция Кривой Рог
фото Станция Кривой РогСтанция «Кривой Рог» открыта в 1884 году, с начала эксплуатации именовалась «Ингулец». До революции это была главная железнодорожная станция местечка Кривой Рог. Сейчас называется «Кривий Ріг-Західний» и принадлежит Приднепровской ЖД. Здание вокзала и водонапорная башня (за вокзалом) не сохранились. Фото 1902 года из книги: «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г.


Ингулецкий мост
фото Ингулецкий мостИнгулецкий мост, или мост Белелюбского (по фамилии инженера). Сооружен через долину реки Ингулец в 1884 году. Находился на перегоне «Червоная - Кривой Рог». Мост был разрушен в годы Великой Отечественной войны, отстроен в послевоенное время. Фото 1902 года из книги: «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г.


Долгинцево
фото ДолгинцевоВокзал станции «Долгинцево», которая первоначально называлась «Кривой Рог». Станция открыта в 1884 году и была 2-го класса. С 1904 года от этой станции начиналась Вторая Екатерининская ЖД. Здание вокзала хорошо сохранилось до наших дней (с пристройкой 1905 года). Фото 1902 года из книги: «По Екатерининской железной дороге», Выпускъ І, Екатеринославъ, 1903 г.


Добавить комментарий
Ваше имя:
Введите код:
Комментарий:

Анонс подраздела "С 1970 по 1979 годы"
Фото к подразделу С 1970 по 1979 годы
Историческая хроника событий

1970
  • 17 июля – открыт Криворожский государственный цирк. По своему художественно-архитектурному и конструктивному решению здание цирка относилось к наиболее современным. Кинотеатр можно было использовать под...

  • Анонс подраздела "Православные храмы"
    Фото к подразделу Православные храмы

    Тема о Православных храмах дореволюционного Криворожья, которые в силу различных причин и обстоятельств утратили свой первозданный облик, но все, же смогли устоять в годы советской атеистической власти (с 1920 по 1991 годы), и чудом дойти до...